В моноrрафии излагается когнитографическая концепция библиографии, разработанная автором, определяются природа, специфика и структура библиографического знания, намечаются пути повышения эффективности производства и функционирования библиографического знания в системе социальных коммуникаций. Библиографическое знание анализируется как средство познавательной, коммуникационной и ценностно-ориентировочной деятельности, компонент духовного производства, феномен культуры. Монография рассчитана на специалистов в области библиографии и библиотечного дела, сотрудников библиографических служб, библиотек, преподавателей, аспирантов, студентов библиотечных факультетов академий, университетов и институтов культуры.
Мы живем в сложное переломное время, когда происходит бурный и не всегда однозначный процесс переоценки ценностей во· всех социальных сферах, возвращение на новом уровне к мнениям, идеям, концепциям, понятиям, казалось бы, давно и безвозвратно отвергнутым. К таким понятиям относится и «библиографическое знание», снова после долгого перерыва входящее в тер:миносистему библиографоведения, откуда оно бьmо вытеснено в 1960-70-х годах понятием «библиографическая информация». Возвращение понятия происходит отнюдь не гладко. С одной стороны, провозглашено, что «сущность библиографии — библиографическое знание», «библиография — система свернутого знания», а с другой, такие представления вызывают у ряда библиографоведов акгивное неприятие. Его причину, в частности, нужно искать в явно недостаточной проясненности, практическом отсутствии всестороннего теоретического обоснования понятия, в его некорректном употреблении, недооценке значения этого феномена. В то же время далеко не случай:Но, что как отечественные, так и зарубежные исследователи социальных коммуникаций заметно переключают свое внимание от исследования «информации» на изучение «знания» как исходной категории. Во всем мире интенсивно развивается «знание о знании» — социальная эпистемеология, кошгнитология, высказывается предположение, что науки о знании образуют единую область, аналогичную естествознанию, которую можно назвать интеллекгикой. Разрабатывается прогрессивная технология представления знания в информационно-поисковых системах, где биQлиографическое энание занимает свое определенное место. Информационный подход, господствующий ньmе в отечественном библиографоведении, оставляет необъяснимым немало фактов, направлений функционирования библиографии, не раскрывает в должной мере ее познавательный потенциал. Это вызывает все большую неудовлетворенность как библиографоведов, так и библиографов-практиков.
Мы поставили перед собой цель определить природу и специфику библиографического знания, охарактеризовать его структуры, качества и свойства как средства познавательной, коммуникационной и ценностно-ориентировочной деятельности. В содержании монографии присуrствуют два плана. Первый — знание о библи~афическом знании и второй — знание о библиографическом знании. в профессиональном сознании, о теоретических исканиях библиографоведов в этой области, в их научных представлениях, интеллектуальной атмосфере, в которой на протяжении двух столетий велась научная разработка познавательных возможностей библиографии. Исследование проведено в русле научных традиций отечественных библиографовXIX — первых десятилетий ХХ вв., высоко оценивавших научный статус библиографии. Мы уверены, что бытующее нигилистическое отношение ктеоретическим :Взглядам таких деятелей как Б.С.Боднарский, Н.В.Здоб:цgв, СА.Венгеров, И.В.Владиславлев, М.Н.Куфаев, Н.АРубакин, Н.Ю.Ульяюmский и иных сторонников понимания библиографии как науки или области знания нуждается в коренном пересмотре, который уже начат в трудах Э.К.Беспаловой, И.Е.Баренбаума, Ю.С.Зубова, Н.К.Леликовой, Н.А.Слядневой, А.В.Соколова и других специалистов·: В монографии широко использованы данные не только библиографоведения, но и философии, коmитологии, науковедения, наукометрии, семиотики, информатики, книговедения, библиотековедения, источниковедения и историографии. Эта монография — первый опьп целенаправленного применения категориального анализа в отношении библиографии. . · Автор выражает искреннюю признательность Э.К.Беспаловой, М.Г.Вохрьnuевой, Ю.С.Зубову, В.П.Леонову, Б.АСеменовкеру, Н.А.Слядневой, А.В.Соколову, В.И.Харламову, Ю.А.Шрейдеру, творческое общение с которыми помогло сформулировать основные положения концепции, и сотрудни:.. кам кабинета библиотековедения Российской государственной библиотеки, оказывавшим мне в течение многих лет неоценимую помощь.